Чтобы эффективно управлять бизнесом, важно знать его реальную рыночную стоимость. Владея объективной информацией, руководство компании имеет возможность сравнить текущую стоимость активов с общей суммой вложенных средств и сформировать уточненную стратегию дальнейшего развития предприятия, принять решение о его продаже по реальной рыночной цене или разрешить имущественные споры.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Цели оценки бизнеса
Этапы проведения оценки
Методологические подходы к оценке бизнеса
Законодательство РФ об оценке бизнеса
Содержание отчета об оценке
Какие документы потребуются для оценки бизнеса?
Стоимость и сроки оценки бизнеса
Консультации по оценке бизнеса

ОЦЕНКА БИЗНЕСА

Компания оценка
ЦЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Кроме случаев, когда оценку инициируют владельцы, существует множество правовых и экономических ситуаций, при которых, фактическая стоимость компании должна быть оценена в обязательном порядке.

Если просуммировать добровольные и обязательные мотивы заказа услуг по оценке рыночной стоимости компании, обращение к профессиональным оценщикам обычно происходит в следующих ситуациях:

  • При совершении сделок купли-продажи объектов, полностью или частично находящихся в федеральной, региональной или муниципальной собственности.
  • Для определения рыночной стоимости компании при подготовке к продаже, ликвидации, слиянию, поглощению или любым другим операциям по её реструктуризации.
  • В случае возникновения имущественных, налоговых и любых других споров, в которых независимая оценка стоимости компании является необходимой для принятия судебных решений.
  • При операциях по выкупу акций или имущественных прав акционеров, дополнительных эмиссиях и любых других действиях с ценными бумагами.
  • Для объективного расчёта размеров страховых сумм в случае заключения договора страхования бизнеса.
  • При изменении размера уставного капитала или долей участников при расчёте сторон неденежными средствами.
  • Для оценки кредитоспособности компании, чтобы определить возможности использования основных средств и других видов имущества в виде залога.
  • При вступлении в наследство, разделе имущества и других гражданско-правовых отношениях и сделках.
      ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ КОМПАНИИ
      После заключения договора оценщик начинает работу с изучения первичной информации и документов, предоставленных заказчиком, а заканчивает сложными математическими расчетами, позволяющими получить достоверный результат оценки.

      Специалист в процессе работы изучает учредительную документацию, бухгалтерскую отчетность и аудиторские заключения нескольких последних лет, выявляет все виды задолженностей и анализирует состав активов предприятия. Весь процесс можно условно разделить на несколько этапов:

      • Предварительный этап. Согласование объемов, сроков и стоимости всего комплекса работ. Изучение оценщиком вида и специфики деятельности компании, анализ состояния рынка.
      • Начальный этап. Работа с первичной документацией и электронными базами данных, изучение открытых источников информации и касающихся объекта оценивания публикаций в СМИ. Ознакомление с бизнес-планом организации.
      • Аналитический этап. Отталкиваясь от полученных и систематизированных данных производственной и финансовой деятельности компании, а также результатов специально проведённых маркетинговых исследований, оценщик определяет перспективность объекта при различных вариантах развития ситуации в интересующем сегменте рынка.
      • Ключевой этап — математические расчёты на основе собранных данных. На этом этапе оценивается все имущество предприятия, в т. ч. стоимостное выражение нематериальных активов, выполняется уточнение финансовой отчетности и баланса предприятия, определяется рентабельность и ликвидность. Основываясь на полученных промежуточных результатах, оценщик приступает к вычислению уровня капитализации, после чего может достоверно оценить финансовое состояние предприятия.
        МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА
        Отчёт по оценке бизнеса, подготовленный с применением нескольких методологических подходов, является наиболее объективным. При выборе конкретной методики или их сочетания, оценщик принимает решение, учитывая сферу деятельности компании, а также полагаясь на собственный опыт.

        На выбор предлагается три подхода к оценке, утвержденных законодательно:

        1. Доходный подход. Применим для оценки множества предприятий и часто используется в случае их подготовки к продаже или привлечению инвестиций. «Краеугольный камень» данной методики расчета — доходность, которая характеризует возможный объем получения прибыли в будущем. То есть показатель, который больше других интересует потенциальных покупателей и инвесторов. Существует два метода применения доходного подхода:

        • Метод прямой капитализации — использование формулы, результат которой определяется соотношением чистого дохода компании за год к вычисленному оценщиком коэффициенту капитализации.
        • Метод дисконтирования ожидаемых денежных потоков, который учитывает возможную инфляцию, сезонность производства и форс-мажор.
        2. Затратный подход. Данный метод предполагает корректировку статей баланса и приведение стоимости по бухгалтерскому учёту к уровню рыночной. Возможно два способа расчёта:
        • Метод чистых активов — фактическая стоимость бизнеса рассчитывается как разница между рыночной стоимостью всех активов, которыми обладает предприятие, и рыночной стоимостью всех обязательств, упрощённо: стоимость бизнеса = активы минус долги.
        • Метод ликвидационной стоимости — применяется при прекращении ведения бизнеса. Основным отличием метода является обязательный учёт всех расходов, которые сопутствуют распродаже активов, погашению долгов и закрытию предприятия.
        3. Сравнительный подход. Предполагает поиск предприятий, аналогичных оцениваемому, стоимость которых известна благодаря публичному оглашению цены, либо уже состоявшимся ранее актам продажи. Сравнительный подход может быть реализован на основе одного из трёх близких по идеологии способов. Таких, как:
        • Метод рынка капитала, в основу которого положена стоимость одной акции родственного или аналогичного предприятия.
        • Метод сделок, оперирующий ценой контрольного пакета предприятия-«аналога».
        • Метод отраслевых коэффициентов, основывающийся на изучении ценовых тенденций по продаже объектов в конкретной отрасли хозяйствования.
        В основных выводах оценщик обязан указать, какими из трех законодательно определенных единых подходов он воспользовался при проведении оценки и обосновать причину отказа от подходов, которые им не применялись.
        ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ
        Стороны, вступающие в договорные отношения на предмет оценки стоимости бизнеса, должны руководствоваться положениями Федерального закона ФЗ-№ 135, регламентирующего оценочную деятельность в РФ, а сама процедура — соответствовать Федеральному стандарту № 8 «Оценка бизнеса».

        В данных документах содержатся требования к определению рыночной стоимости предприятия при условии свободного доступа оценщика ко всем необходимой информации. Стоимостные показатели должны отражать доходность и реальные перспективы его развития и выражать реальную стоимость, по которой аналогичную компанию можно приобрести на свободном конкурентном рынке.
        СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ОБ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА
        Раздел 1. Основные факты и выводы
        Раздел 2. Задание на оценку
        Раздел 3. Сведения о Заказчике оценки и об Оценщике
        Раздел 4. Допущения и ограничительные условия, использованные оценщиком при проведении оценки
        Раздел 5. Описание Объекта оценки с приведением ссылок на документы, устанавливающие качественные и количественные характеристики
        Раздел 6. Анализ рынка и других внешних факторов, не относящихся непосредственно к Объекту оценки, но влияющих на его стоимость
        Раздел 7. Описание процесса оценки
        Раздел 8. Определение рыночной стоимости сравнительным подходом
        Раздел 9. Определение рыночной стоимости доходным подходом
        Раздел 10. Определение рыночной стоимости затратным подходом
        Раздел 11. Согласование результатов
        Раздел 12. Заявление о соответствии
        Раздел 13. Итоговое заключение
        Приложение 1. Список использованной литературы
        Приложение 2. Объекты-аналоги
        Приложение 3. Документы на Объект оценки
        Приложение 4. Документы оценщика
        КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПОТРЕБУЮТСЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА?
        • Устав
        • Свидетельство о регистрации юридического лица
        • Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» за последние 3−5 лет
        • Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за последние 3−5 лет
        • Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», справки № 1−5 за последние 3−5 лет
        • Расшифровка по счету 01 «Основные средства» с указанием даты ввода в эксплуатацию, балансовой стоимости и остаточной стоимости
        • Расшифровки по счетам 07 и 08
        • Основные дебиторы (дата возникновения, срок погашения, сумма), карточка счета по каждому дебитору
        • Перечень безнадежных предприятий — дебиторов
        • Основные кредиторы (дата возникновения, срок погашения, сумма)
        • Расшифровка долгосрочных финансовых вложений компании с указанием наименования предприятия, размера участия в Уставном капитале (%). Финансовая отчетность предприятий, в которых имеются долгосрочные финансовые вложения.
        • Сведения об обременении имущества (залог, аренда, арест)
        Это примерный перечень документов, которые понадобятся для определения реальной рыночной стоимости компании. Точный список Вы можете получить у наших менеджеров, уточнив детали оценки.

        СТОИМОСТЬ И СРОКИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА

        Ниже представлены ориентировочные цены на наши услуги и сроки их оказания. Исходя из Ваших потребностей, менеджеры произведут более точный расчет стоимости и сроков.
        ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
        Задайте вопрос и укажите данные для обратной связи.
        В ближайшее время мы Вам ответим.
        Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку персональных данных
        и соглашаетесь c нашей
        политикой конфиденциальности
        Made on
        Tilda